Персональная выставка мастера Людмилы Шатохиной «Женский мир. Перемещение» (г.Тюмень)

 

30 января в выставочном зале «Народная галерея» Курганского областного Центра народного творчества и кино» открылась персональная выставка известного тюменского мастера Людмилы Шатохиной «Женский мир. Перемещение».

Мастеровой мир знает Людмилу Шатохину как Милу Цой. (Цой – девичья фамилия). Людмила владеет практически всеми видами декоративно-прикладного творчества. Знает различные технологии народного ткачества, шьет лоскутные одеяла и авторскую, дизайнерскую одежду, изготавливает текстильных кукол. Может выделать рыбью кожу и сплести корзину. Среди экспонатов выставки выделяет сумки – как форму, через которую осуществляется процесс перемещения. Согласно словарному пояснению, сумка – некая торба, предназначенная для перемещения в ней вещей. Она нужна и уместна всегда и всюду. А вместе с ней в пространстве-времени перемещается то, что лежит внутри; перемещается и сам хозяин.

В истории ее семьи прослеживается эпоха послевоенных потрясений и переселений в истории разных народов. Всему в жизни Людмила научилась по мере своих перемещений с востока через Казахстан в Сибирь и у своих бабушек Че-Чи-Сами, родиной которой была единая Корея, и бабушки по фамилии Поплавская, рожденной на юге Украины.

Детство прошло на юге Казахстана, в 200 километрах от Алма-Аты. Многонациональная среда (рядом в дружбе и согласии жили казахи, русские, немцы, татары, уйгуры, украинцы) с детства учила Людмилу из каждого момента бытия «добывать» счастье. Ее мама – из Хмельницкой области, а отец – с Дальнего Востока, куда пришли предки из Кореи. Познакомились в 1955 году в Казахстане: Николай Иннокентьевич уже обитал там, а матушка приехала по комсомольской путевке поднимать Целину.

«Во мне течет украинская, польская и корейская кровь, а в моих детях и племянниках – еврейская, татарская, казахская… Уверена, что эта «смесь» делает нас более крепкими в житейском смысле слова: не получится по-русски - получится по-корейски, или еще как-нибудь - так мы считаем!», - объясняет Людмила Николаевна.

После защиты диплома инженер-конструктор электронной техники устроилась в Новосибирске на закрытый завод. Через десять лет, вслед за мужем-физиком, переехала в Тюмень: трудилась в проектном бюро при «Газпроме» инженером-проектировщиком электрических сетей промышленных предприятий. Когда заболела свекровь, уволилась, чтобы помогать ей, а в 1994 году родила второго сына, и тогда окончательно завязала с технической карьерой.

Начиная с 2009 года, в течение многих лет, Людмила Николаевна работала в Государственном автономном учреждении культуры «Центр прикладного творчества и ремёсел» Тюменской области. В сферу её деятельности входили мероприятия по реализации государственной политики в сфере поддержки традиционных ремёсел и промыслов области, реализация региональных и всероссийских выставочных проектов, популяризация промыслов Тюменского региона и России в ходе выставок,  мастер-классов, экскурсий и семинаров по направлениям народного искусства.

В творчество Людмила Шатохина пришла зрелым человеком, но, как хобби, оно существовало рядом с юных лет. Бабушкины макинтоши, драповые и бостоновые пальто, болонья, остатки кожи и немерные (меньше 50 сантиметров) лоскуты из магазинчиков «Сделай сам» – все это собирала и переделывала в аксессуары, сумки и одежду другого назначения, что, естественно, было материально выгодно и отличалось от предложений советской легкой промышленности.

Людмила Николаевна с молодости собирает все, что другие выбрасывают. Пуговицы, палочки, камушки, металлическая фурнитура, ремни от старых изделий – этот мусор пригож! «Все мое нутро направлено на то, чтобы переделывать выброшенные вещи и вновь показывать их людям. Специально пришиваю большими стежками к новому материалу поношенный – пусть все видят, что это не родное, а старинное, видавшее виды».

Затратив несколько вечеров, может сшить из старых шерстяных кофт, брюк и шарфов плед для младшего сына. В любое время может сесть за ткацкий станок – благо, он стоит прямо в квартире.

Что такое войлок, знала, но обожать его начала совсем недавно. Знание пришло еще из детства. Играя на улице большую часть года с детьми разных национальностей, впитывала запахи краски, языки и культуры. Исторически казахи - кочевники, идущие за стадом коней в степь, лощины, горы, где сочные травы и слаще вода. Быстро возводимые их дома покрываются снаружи и украшаются, утепляются войлочными коврами кошмами (кошма) и текстильными лоскутными одеялами корпе. Запахи шерсти, овечьего и лошадиного помета, кислого молока, вяленой баранины не выдержит сегодня городской житель. А это и есть вкус и запах кочевой азиатской культуры.

Первые войлочные ковры мастер впервые увидела там, в Казахстане. Вышитые вручную, после многотрудных процессов сваливания, они, как цветы в степи – яркие и незабываемые. В настоящее время древнее традиционное ремесло превратилось в искусство. Многие мастера талантливо создают из шерсти настоящие шедевры. Одежда украшения, интерьерный текстиль, модный и востребованный, хоть и не из дешевых - тренд. Соединять необыкновенно красивые сами по себе натуральные материалы – это настоящее творчество и волшебство. Грубая шерсть сибирских овец годится на брутальные изделия, практичные и крепкие -  ковры, паласы, дорожки.  Сочетание кустарной пряжи с непряденым волокном, сочетание с растительными волокнами – интересное занятие, вызывающее желание экспериментировать.

Сумки, изготовленные из шерсти, хорошо держат форму, любят кожу, долго служат, легко трансформируются. Одежда легкая, теплая, стильная. С шерстью, как со скульптурным материалом, любят играть дети.

Один из периодов жизни посвятила изготовлению кукол из паперклея – самозатвердевающего пластика.

С куклами связан непростой период жизни, когда болела. Кукол училась делать в Москве, в специальной школе кукольного дизайна. Это целая настоящая наука. Сделать каркас, вылепить лицо, руки, ноги или обувь, потом обшить, обрядить сделать парик, завить кудри. Придумывая образ, необходимо подумать об аксессуарах и мелочах. Наука эта пригодилась, когда познакомилась с куклами традиционными, обрядовыми и обереговыми. Дома кукол немного, расходятся, разлетаются.

В 2017 году участвовала в профессиональном конкурсе «Славим человека труда» и стала победителем УрФО.

Куклы в костюмах Пэчар, применяемых в древнем национальном комплексе обрядов у народов ханты, манси и ненцев, связанных с культом Медведя – участник древнего традиционного праздника «Медвежьи игры», отмечаемого у северных народов Тюменской области. Обряды сопровождаются игрой на музыкальных инструментах, ритуальными плясками и длятся по нескольку суток. Глубинный смысл «Медвежьих плясок» - вымолить прощение у духа убитого животного и скрыть лицо охотника.

Такие куклы  были изготовлены Людмилой Николаевной за шесть часов на конкурсе «Русь мастеровая» в 2018 году. Конкурс состоялся в ноябре, в рамках международного культурного форума в г. Санкт-Петербурге. Работа отмечена специальным призом жюри.

Среди освоенных ремесел – выделка шкур рыбы. Выделка шкур рыбы в северной культуре, а также в культуре дальневосточных народов, откуда родом отец Людмилы Николаевны, - традиционное занятие. Небольшие вставки в сумочках и обувь у кукол сшиты из выделанных шкурок щуки и лосося, тонированы краской, полученной в результате кипячения подкорки березы.

Людмила Шатохина – не только женщина со светлой головой, умелыми руками, но и интересный рассказчик. На открытии своей выставки в «Народной галерее» она поделилась с курганскими мастерами и любителями декоративно-прикладного творчества секретами мастерства. Посетители с интересом слушали рассказ о детстве и жизни мастера, истории ее семьи. Людмила Николаевна рассказала о технологиях выделки и использовании в рукоделии нитей из крапивы, конопли и льна. Мастер ответила на множество вопросов, заданных во время осмотра экспозиции.

Фото...

 

 

 

 

Государственное учреждение "Курганский областной Центр народного творчества"
© 2011 все права защищены